fbpx

Зачем нужны театры, в которых играют «непотребство»

Гоголь-центр, концептуальный театр Ганина, сотни всевозможных лабораторий, фестивали, странные спектакли Электротеатра… Я вижу огромное количество негативных комментариев в адрес того или иного театра, в которых комментаторы высказываются о «падении нравов», «раньше было лучше», «куда мы все катимся» и так далее.

Почему же эти театры до сих пор существуют, в них ходят люди и, самое главное, зачем они нужны?

Давайте попробуем немного разобраться в том, что вообще из себя представляет российский театр. Коротко и простыми словами.

Российский театр, в большей степени, репертуарный. Это значит, что у театра есть свое здание, постоянная труппа и репертуар, который он обновляет новыми постановками без (или с минимальным) привлечения сторонних артистов.

Есть еще антрепризная модель, когда труппа собирается под руководством продюсера для постановки конкретного произведения и прокатывания его по всей стране. Этот вид театрального процесса вызывает у профессионалов много негатива, так как часто результат этих проектов — спектакли очень низкого качества. Антреперизная модель постепенно трансформируется в проектную, когда некий продюсер собирает независимую труппу и «внедряется» в имеющийся театр, чтобы играть на его площадке постоянно. О проектном театре понадобится целая статья, а мы пойдем дальше.

Репертуарные театры можно разделить на несколько видов.

Консервативный репертуарный театр — это театр, который занимается сохранением классического наследия русского театра, как в плане произведений, так и в плане манеры игры. К таким театрам относится Малый и еще несколько (знаете какие? напишите в комментариях).

Современный репертуарный театр — тот, который сохраняет традиции, но параллельно находится в поиске и ставит что-то экспериментальное. Тут список очень широк — это и Театр на Таганке, и Вахтанговский и еще пару.

«Театр-МФЦ» — в столице есть театры, которые не ставят перед собой задачу сохранять наследие (или не имеют его, в отдельных случаях). Зато они выработали совершенно новую модель существования театра, в котором объединяют под одной крышей лекторий, сувенирную лавку, книжный магазин и т.д, являя собой, скорее, культурный центр. Это, как раз, Гоголь-центр, Электротеатр и некоторые другие.

Возвращаемся к нашему главному вопросу: зачем?

Проще всего понять необходимость можно на примере репертуарного театра современного типа. Почему их больше всего среди столичных? Потому что они занимаются поиском нового художественного языка. Они ставят экспериментальные спектакли, слушают ответ публики и внедряют все лучшее в другие постановки.

В этом, отчасти, есть смысл театральных поисков.

Гоголь-центр — это не эксперимент ради эксперимента, это площадка поиска. Как только общественность и профессионалы театра окончательно поймут, что Гоголь-центр (или любой другой экспериментальный театр) изобрел новую комфортную форму существования для всех остальных театров — они примут ее как норму. Пока это становление происходит, мы ходим в такие театры и выделяем, черпаем, подчеркиваем отдельные удачные детали, ругаем или хвалим режиссеров, спорим. Профессионалам это нужно для работы. Зрителям — для расширения своего зрительского инструментария. Так было всегда — почитайте историю театра в России и в мире.

Вам же никогда не приходило в голову слушать только рок, даже если вы его любите? К тому же, это просто невозможно — в маршрутке у водителя играет шансон, на линии ожидания оператора — классика. Музыка проникает в нашу жизнь проще и мы не можем ей этого запретить. Мы просто выделяем, шазамим, скачиваем то, что нам понравилось, напеваем это на кухне и составляем плейлисты.

Но мы почему-то до сих пор отрицаем, что театр — это такое же взаимообменное искусство, как музыка, отказываемся признавать то, что театральный процесс взаимосвязан и цепляемся за единственный привычный жанр в театре.

Не надо так 🙂

Поделиться ссылкой:


Зачем нужны театры, в которых играют «непотребство»: 4 комментария

  • 11.08.2019 в 15:36
    Permalink

    Неприятие вызывает не столько поиски «нового языка»,сколько непотребство в его прямом смысле,а также ничем не оправданное высокомерие режиссеров,уверенных в своей гениальности независимо от мнения публики

    Ответ
    • 12.08.2019 в 10:07
      Permalink

      Высокомерие — неприятная штука. В равной степени оно отталкивает от некоторых зрителей, которые уверены в том, что уж они-то разбираются в театре получше всяких. Так что наша задача только в том, чтобы искать компромисы.

      Ответ
  • 10.09.2019 в 22:12
    Permalink

    Мне не понятно , почему поиски, о которых вы пишите (сценаристов, режиссеров, артистов) во многих современных театральных постановках происходят исключительно в полуобнаженном виде? 17 лет назад я приехала работать в Москву. Москва… как много в этом звуке… Я, как голодная, стала ходить на спектакли в разные театры. Но , увы, быстро наступило разочарование. Практически все спектакли были «про это» . Даже запомнила один спектакль, в котором артисты , естественно, полуголые говорили свои тексты прыгая на батуте. Зачем? На этот вопрос рядом сидящая женщина сказала: «Чтобы было что-то новенькое». Что-то я перестала понимать предназначение театра. А помню, как я не могла ни разу досмотреть спектакль «Кабанчик» Пензенского драмтеатра, поставленного в далекие советские годы. Смотрела спектакль три раза. Не могла справиться с чувствами. После «Скамейки» , которую тогда смотрела в первый раз, вышла с мыслью : «Господи , какая трагедия!». А мой сын , восьмилетний (не с кем было оставить) воскликнул: «Какая здоровская комедия!». «Нет, мальчик, -это драма»- высказал третье мнение проходивший мимо еще один театрал. В те годы мы очень часто ходили в театр. В некоторые театральные сезоны нам с сыном «не хватало» спектаклей. Сейчас я боюсь идти в театр, только по рекомендациям и только на «старых», «наших» артистов. И когда они покидают этот мир, то их уход воспринимается как личная трагедия. А сын, уже 40-летний, до сих пор помнит ТЕ спектакли. В настоящее время, пишу про себя, значительно реже встречаются спектакли, на которые откликаются чувства.

    Ответ
    • 10.09.2019 в 22:38
      Permalink

      17 лет назад в театральном процессе Москвы происходили очень большие изменения. Рассуждать в рамках комментариев о них — глупо. Есть статьи, почитайте. Это было не для «что-нибудь новенькое». Если вы перестали понимать предназначение театра и не готовы его искать, то пожалуйста, не переходите больше в блог. Спасибо.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *