fbpx

Зачем осовременивать классические спектакли?

Отхождение от текста классики, «бегающие голые девки» и перенесение действия в современность — именно то, что фантастически бесит массового зрителя, считающего себя заядлым театралом.

Попробуем поразмышлять.

Нельзя говорить о том, что какая-то из сторон в деле осовременивания классики права. В вопросе восприятия искусства вообще редко можно быть правым. Тем более сложно это сделать, когда речь идет о театре, который является опытом личного переживания.

Язык классических произведений прекрасен, но часто бывает очень сложен для понимания современными зрителями, причем не обязательно подростками. В «Кому на Руси жить хорошо» Кирилла Серебренникова как раз можно осознать, насколько великий текст сложен для восприятия и насколько он выиграл в современных декорациях. На примере конкретно этого спектакля современные декорации как раз подчеркивают то, что классика актуальна в любое время и «ничего в нашей стране не меняется».

«БеЗприданница» Крымова с песнями Жанны Агузаровой

Итак. Классику можно переносить в современные декорации для того, чтобы показать ее актуальность и сегодня.

Сам Серебренников в 2013 году высказался на эту тему: «Адаптация делается не ради того, чтобы глумиться над классикой! Язык великой классической литературы сегодня, к сожалению, незнаком, труден для восприятия. И я приветствую любые способы в театре, чтобы приблизить классику к массовому зрителю, чьё сознание, увы, достаточно примитивно».

Кроме этого, некоторые произведения нуждаются в осовременивании просто для того, чтобы быть понятными на слух.

Если вам кажется, что большинство хочет смотреть на красивые костюмы и кринолины, то это не так. В опросе, который я сама проводила на одном крупном форуме, большинство аргументов против похода в театр находились именно в плоскости «не хочу смотреть на пыльные костюмы и надуманные сценки».

Притяну за уши и скажу, что самим актерам, наверняка, тоже не всегда хочется играть в тех самых пыльных костюмах.

Поэтому: классику можно и нужно осовременивать, потому что так она легче смотрится массовым зрителем.

Еще потому, что в противном случае все театры России играли бы одно и то же. Вы можете себе это представить? В одной только Москве около 300 театров. Хороших пьес не так много, чтобы раздать каждому по 10-20 штук и сказать «играйте уникальный контент».

Вернемся к началу текста. Театр — это опыт проживания и переживания чего-либо. Режиссер проживает историю. Показывает. Вы приходите, проживаете ее как зритель. Уносите с собой.

Трактовка, высказывание, работа с текстом — это смысл театра. Театр — это не про иллюстрирование литературного произведения (хотя спектакли-иллюстрации можно найти у Женовача, например его «Заповедник», который суть чтение произведения. Тем паче богомоловская «Теллурия«), это про работу со смыслом. И не имеет значения, идет речь о классике или о произведениях 20-21 века.

Не бойтесь актуализации классики. С помощью хорошего режиссера и хороших актеров можно найти те смыслы в великом произведении, которые ускользнули от вас в школьные времена.

После спектакля «Безприданница» Крымова я не могла говорить 10 минут. Это сумасшедшая постановка, но как раз осовремененная. Не лишайте себя восторга.

Театр может быть разным.

Поделиться ссылкой:


Зачем осовременивать классические спектакли?: 11 комментариев

  • 12.07.2019 в 15:41
    Permalink

    Как-то несколько лет назад попали с женой в Питере в Александринку на «Укрощение строптивой». Скажете, Шекспира нельзя испортить? МОЖНО!!! Треклятое современное прочтение было омерзительно! Ушли после первого действия этой мерзости!

    Ответ
    • 12.07.2019 в 18:21
      Permalink

      Не надо осовремениванием называть опошливание

      Ответ
  • 13.07.2019 в 16:50
    Permalink

    Пишите новые пьесы, привносити новые идеи,ходите по сцене как хотите, но не воруйте у мертвых классиков и произведения , не переделывайте их мысли и видения жизни.
    Создавайте свое и показывайте свои мысли,чувства переживания, но не воруйте,
    то,что создал классик не вам принадлежит.

    Ответ
    • 15.07.2019 в 11:06
      Permalink

      Принадлежит. Мировая культура принадлежит каждому и он волен осмысливать ее и говорить о ней так, как считает нужным.

      Ответ
  • 14.07.2019 в 16:23
    Permalink

    Звучит разумно, тянет согласится. Но на практике все наоборот! Массовый зритель как раз лучше бы понял исполнение в «пыльных костюмах», а так он сидит и ломает голову — к чему бы эта ванна, в которую набился, похоже, весь наличный актерский состав в порванном исподнем в первом действии «Трех сестер»! *пример рандомный*
    А у не-массового молча волосы дыбом и мысленно галочка — вот на этого «творца» больше не ходим.

    Ответ
  • 20.07.2019 в 23:49
    Permalink

    А потом актёров, которые не хотят носить пыльные костюмы, приглашают играть в исторических фильмах. И там им приходится надевать эти пыльные костюмы, а так как они их носить не умеют, то выглядят как пугала в мешках. А когда герой выглядит нелепо, то и его актёрская работа тоже много теряет.

    Ответ
  • 21.07.2019 в 09:02
    Permalink

    » И я приветствую любые способы в театре, чтобы приблизить классику к массовому зрителю, чьё сознание, увы, достаточно примитивно» — то есть опустить классику до примитивизма?
    «Хороших пьес не так много, чтобы раздать каждому по 10-20 штук и сказать «играйте уникальный контент», — а вот и проблема нарисовалась, да ещё какая! Нет талантливых драматургов, нет интересных зрителю современных пьес.
    А кто основные зрители? А всё те же люди советской формации, привыкшие к талантливому.
    Молодых зрителей, в большинстве с клиповым мышлением (и под которых адаптируют классику), мизер.
    А уж про остальную театральную (?) Россию отдельный разговор.

    Ответ
    • 21.07.2019 в 20:45
      Permalink

      С чего вы взяли, что большинство зрителей все еще люди советской формации? ))) Это не так

      Ответ
  • 23.07.2019 в 15:24
    Permalink

    Может быть через классический спектакль молодежь пополнит свои знания об историческом прошлом и костюмы ей в помощь. Не нужно закрывать глаза на невысокую театральную культуру в стране и осовремененные постановки не способны эту ситуацию исправить. Зрителя и слушателя нужно воспитывать, и классика первая помощница в этом непростом деле

    Ответ
  • 23.07.2019 в 16:46
    Permalink

    Мне кажется, надо дать возможность прозвучать голосу самого автора текста пьесы. Ты режиссёр? Актёр? Прекрасно! Ну так и покажи, раскрой мысли Автора! А сам отойди на второй план, дай услышать зрителю, что сказал автор. Ведь смысловые пласты классики неисчерпаемы! Не надо затыкать своим «видением» рты авторам пьес. Это их пьесы, их мысли, которыми они делятся со зрителями. А режиссёр только воплощает мысли автора в реальность. А если хочется себя показать, так пиши свою пьесу, давай в ней аллюзии на тех или иных авторов, с которыми согласен или споришь. А классика пусть остаётся классикой, чтобы была пища не только для глаз, но и для ума и души зрителя.

    Ответ
    • 23.07.2019 в 23:16
      Permalink

      Классика не всегда представляет собой пьесы.

      Ответ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *